С 27 мая (16:00 МСК) по 29 мая (14:00 МСК)
Попробуйте обновлённую линейку штурмовиков Ил-2
в событии "Война между небом и землёй" на локации Польша!
Благодаря своей огневой мощи, штурмовики Ил-2 первые два года войны могли успешно бороться не только с живой силой врага, но и с его бронетехникой. Большой процент легких танков, стоящих на вооружении Вермахта, был уязвим не только для бомб, реактивных снарядов, но и для пушечно-пулеметного огня самолета.
Весной 1943 года в немецких войсках почти не осталось бронетехники, которую могли бы уничтожать штурмовики своими пушками. В виду очевидности снижения боевых возможностей Ил-2, Государственный комитет обороны 8 апреля 1943 года издал Постановление №3144, обязав авиационный завод №30 приступить к выпуску штурмовика Ил-2 АМ-38Ф, оснащенного двумя 37-мм пушками 11-П-37 (НС-37) производства ОКБ-16 с боезапасом по 50 выстрелов на ствол. При этом штурмовик не должен был вооружаться реактивными снарядами, а вес бомбовой нагрузки не должен был превышать 200 кг в перегруженном варианте. Постановление утвердило план, согласно которому в мае 1943 года завод должен был собрать первые 50 машин нового типа, увеличив выпуск к июню до 125, а к июлю – до 175 самолетов соответственно. С августа 1943 года авиазаводу №30 предписывалось полностью перейти на выпуск Ил-2 АМ-38Ф с НС-37.
|
Из 5 первых штурмовиков, построенных на заводе в апреле 1943 года, была выбрана одна машина, поступившая на государственные испытания в НИИ ВВС КА, которые были завершены 22 июня 1943 года. После 26 испытательных полетов стало ясно, что машина с 2 пушками НС-37 стала более инертной, сложной на вираже и боевом развороте. Основными причинами ухудшения аэродинамики стал большой разнос масс по размаху крыла и появление обтекателей пушек. 60 бронебойно-зажигательно-трассирующих (БЗТ-37) осколочно-зажигательно-трассирующих (ОЗТ-37) снарядов имели ленточное питание, располагавшееся в нижней поверхности крыла. Снаряды укладывались непосредственно в отсеки крыла. При этом одна пушка НС-37 с боеукладкой весила 256 кг. Позднее для орудия был разработан и подкалиберный снаряд, способный пробивать броню до 110 мм.
В таком варианте боевой загрузки Ил-2 имел взлетный вес 6277 кг. Максимальная скорость на высоте 1320 м составляла 387 км/ч, а практический потолок достигал 5200 м.
Стрельбы на полигоне из пушек показали необходимость вести огонь короткими – 2-3 выстрела – очередями, поскольку несинхронность огня, сопровождаемая очень сильной отдачей, сбивала линию прицеливания. В ходе этих полетов летчики-испытатели добились попаданий после стрельб по статической бронетехнике лишь в 43% вылетов: процент огневого воздействия достиг всего 2,98% от общего числа израсходованного боевого комплекта. Бронецели уверенно поражались с дистанции около 500 м под углом стрельбы 5-10° с высоты 100 м. Заход на цель в данном случае необходимо было осуществлять сзади или сбоку. Попадания снарядов НС-37 в детали ходовой части приводили их к гарантированному разрушению, выводя бронетехнику из строя.
В рекомендациях, записанных в отчете по результатам Государственных испытаний, было указано, что личный состав, который будет задействован в полетах на Ил-2 НС-37, должен пройти спецподготовку для обучения ведению огня короткими очередями по малоразмерным целям, а также фиксировалась необходимость установки на 37-мм пушки дульных тормозов. Для повышения летных характеристик боезапас НС-37 рекомендовалось снизить до 50 выстрелов на ствол, ограничив бомбовую нагрузку 100 кг, как это и было предусмотрено в Постановлении ГКО.
|
Ранг машины |
3 |
Боевой рейтинг |
3.3 |
Потолок |
5200 м |
Макс. скорость |
385.2 км/ч на высоте 1320 м |
Время виража |
40 с |
Разбег |
550 м |
Время подъема |
396 с на высоту 2000 м |
Скороподъемность |
5.05 м/с |
Время бесплатного ремонта |
9 ч 48 мин |
Максимальная цена ремонта |
2690 с.л. |
Цена машины |
77000 с.л. |
Ил-2 НС-37 с экипажем из 2 человек, оборудованный по рекомендациям НИИ ВВС КА, был оснащен двигательной установкой АМ-38Ф мощностью на взлете 1720 л.с. Взлетный вес машины составлял 6160 кг. Максимальная скорость на высоте достигала 405 км/ч. Практический потолок достигал 6000 м. Дальность полета равнялась 685 км.
Вооружение штурмовика состояло из двух 37-мм пушек НС-37 с боезапасом 50 снарядов на орудие и двух пулеметов ШКАС, имевших 750 выстрелов на ствол. Оборонительное вооружение состояло из одного пулемета УБТ с боезапасом в 150 патронов.
Бомбовая нагрузка штурмовика включала 100 кг (200 кг в перегруженном варианте) обычных бомб или до 220 ПТАБ-2,5-1,5.
В данной конфигурации штурмовик Ил-2 мог уверенно поражать пушечным огнем средние немецкие танки.
Однако в ходе эксплуатации был обнаружен значительный дефект: в зимнее время, когда температура опускалась ниже минус 10-15°С, участились отказы пушек НС-37 из-за замерзания водоглицериновой смеси. Инженерами БАО опытным путем были подобраны пропорции смеси, не замерзающие при низких температурах. Они составляли 90% спирта и 10% глицерина. Впоследствии летом 1944 года, согласно Указанию Главного инженера ВВС КА генерала А.И. Репина, в гидротормозах НС-37 начал использоваться керосин.