Психологические эксперименты – часть работы ученых-психологов. Но иногда за процессом этих экспериментов наблюдать и весело, и полезно.
В психологии экспериментальное исследование обладает своей спецификой, позволяющей рассматривать его отдельно от исследований в других науках. Специфика психологического эксперимента заключается в том, что:
Психику как конструкт невозможно объективно наблюдать и о её деятельности можно узнать, лишь основываясь на её проявлениях, к примеру, в виде определённого поведения.
При изучении психических процессов считается невозможным выделить какой-то один из них, и воздействие всегда происходит на психику в целом (или, с современной точки зрения, на организм как единую неделимую систему).
В экспериментах с людьми (а также некоторыми высшими животными, например, приматами) происходит активное взаимодействие между экспериментатором и испытуемым.
Данное взаимодействие в том числе делает необходимым наличие инструкции испытуемому (что, очевидно, нехарактерно для естественнонаучных экспериментов).
Ребенка оставляют одного в пустой комнате на 20 минут, а на стол перед ним кладут жутко вкусную конфету. Если ребенок продержится 20 минут и не съест ее, то ему дадут еще одну конфету, и конфет тогда будет уже две. Что предпочесть: маленькое счастье прямо сейчас или большое, но потом?
Несколько «подсадных» людей заходят в лифт, в котором находится ничего не подозревающий подопытный. Через некоторое время подопытный начинает во всем подражать экспериментаторам.
Этот эксперимент проводился не над какими-то конкретными людьми, а, скорее, над обществом в целом. Инициатором его выступила газета «Вашингтон пост». Знаменитый скрипач Джошуа Белл выступил в нем в роли обычного уличного музыканта. В течение часа он играл в метро на скрипке Страдивари классическую музыку. За это время всего шесть человек остановились ненадолго, чтобы его послушать. Еще двадцать, не останавливаясь, бросили деньги ему в футляр. А всего за два дня до этого в Бостоне на его концерт было не достать билетов.
Есть такая даосская притча о воре. Пропал у одного человека топор. Подумал он на сына своего соседа и стал к нему приглядываться: ходит — как укравший топор, глядит — как укравший топор, говорит — как укравший топор; словом, каждый жест, каждое движение выдавали в нем вора. Но вскоре тот человек стал вскапывать землю в долине и нашел свой топор. На другой же день снова посмотрел на сына своего соседа: ни жестом, ни движением не походил он на вора.
Знаменитый эксперимент по составлению психологического портрета по фотографии. Кто этот человек – ученый-добряк или маньяк-убийца?
Один из серии забавных экспериментов Funtheory, проведенных в рамках рекламной кампании «Фольксваген». Рядом находятся лестница и эскалатор. Лестницей никто не пользуется, все ездят на эскалаторе. Но стоило превратить лестницу в пианино, об эскалаторе тут же все забыли. Смысл акции – вносите в свою жизнь разнообразие, бегите от рутины!