8 ноября 2000 года на свет появился Counter-Strike 1.0,
поначалу — всего-навсего модификация к Half-Life. За одиннадцать лет
компания Valve показала миру пять версий игры, но самой популярной до
сих пор остается Counter-Strike 1.6.
Как легкую атлетику называют королевой Олимпийских игр, так
и командно-тактический шутер Counter-Strike смело можно назвать королем киберспорта,
а также, пожалуй, самым популярным боевиком десятилетия. CS 1.6 подкупал
и подкупает игроков отличным балансом, увлекательным геймплеем и
соревновательной составляющей. Годы шли, на рынке появлялось множество
продуктов с гораздо лучшей графикой и сногсшибательными спецэффектами,
реалистичной физикой и новыми «фишками» — однако спихнуть CS 1.6 с
пьедестала киберспортивной дисциплины номер один не удалось пока никому.
Старт с нулевой отметки
Превзойти свое детище пыталась и сама Valve. В 2004
году на свет появился Counter-Strike: Condition Zero, в котором
добавили одиночный режим с примитивными миссиями в стиле «набей сотню фрагов»
или «не умри за четверть часа». Поначалу он не вызвал у любителей CS 1.6 отторжения, ведь по большому счету это была все та же привычная всем игра,
правда, с другими моделями, слегка переработанным интерфейсом и парой новых
идей (например, здесь, в отличие от 1.6, можно было поднимать с погибших
игроков гранаты). С подачи Valve и с помощью больших финансовых вливаний
в том же 2004 году Condition Zero стал вместо CS 1.6 соревновательной дисциплиной на World Cyber Games, но всецело вытеснить
его не смог.
Примерно в это же время Valve выпускает на новом
движке Counter-Strike: Source, заменивший CS 1.6 на
сингапурском WCG уже в следующем, 2005-м, году. Тут перед нами была уже
совершенно новая игра: значительно улучшенная графическая составляющая, новые
модели оружия, переделанные эффекты взрывов гранат, измененные карты и еще
много всего. Появление Source хардкорные игроки в CS 1.6, сетуя
на потерю привычного баланса оружия и странный «рэндомный» геймплей, приняли в
штыки, однако свежая версия довольно быстро приобрела своих сторонников и
разделила дружное CS-комьюнити на два лагеря.
Counter-Strike: Source нашла свою аудиторию, но вытеснить CS 1.6 не сумела.
Постепенно Counter-Strike: Source занял в киберспорте
свою нишу. Помимо ряда других турниров, игра до сих пор представлена и на
некоторых крупнейших мировых чемпионатах (ESWC, Intel Extreme Masters),
а с появлением лиги CGS (Championship Gaming Series) она стала
очень популярной в США, но в остальных странах пальму первенства по-прежнему
удерживал CS 1.6.
После неудачи с SourceValve на несколько лет
оставила попытки найти CS 1.6 замену, но фанаты и без того давно
осознавали, что их любимица уже сильно устарела графически. Некоторые обыватели
даже называли CS 1.6 игрой, «сделанной в 1970-х», и не видели в ней
никаких перспектив. Требовались изменения, снова объединившие бы всех любителей Counter-Strike. В этом плане пример со StarСraft II от Blizzard был как никогда показателен: все стратеги добровольно и с песней перешли с
первой части на вторую.
Претенденты на контрудар
По состоянию на конец 2011 года на «престол» Counter-Strike
1.6 как лучшего командно-тактического киберспортивного шутера в равной
степени посягают два претендента — Counter-Strike: Global Offensive (разрабатывается компаниями Valve и HiddenPath Entertainment) и Counter-Strike: ProMod (делается группой независимых
разработчиков-энтузиастов из числа бывших геймеров). Создатели обоих должны
четко понимать, за какую аудиторию им предстоит бороться, ведь с учетом
грядущего выхода Call of Duty: Modern Warfare 3 и третьей части Battlefield поклонники этих серий вряд ли перейдут на Counter-Strike.
Старинная арабская мечеть — очередная арена боевых действий в CS:GO.
Хотя Global Offensive выйдет только в 2012 году, а ProMod еще в стадии бета-версии, мы хотели бы рассмотреть киберспортивные перспективы
обеих игр по нескольким избранным нами критериям. Но прежде чем перейти
непосредственно к сравнению, приглядимся к «соперницам» повнимательнее.
Итак, разработчики CS:GO обещают сохранить основы
геймплея Counter-Strike 1.6. Проект планируется как мультиплатформенный
шутер (только не понятно, как будет реализована совместная игра PC-игроков и
консольных) с двумя режимами — упрощенным, казуальным, и более профессиональным.
В казуальном режиме не придется покупать оружие, карты будут поменьше, а
геймплей гораздо проще. Задуманы онлайновые таблицы рекордов и система
автоматического подбора равных по силе соперников (нечто похожее уже давно
реализовано в «близзардовском» Battle.net).
CS:GO. Место встречи «контр-террористов» изменить нельзя.
Разработчики внедрили ряд новых видов вооружения, в том
числе коктейль Молотова и гранаты, имитирующие звуки стрельбы (decoy
grenades), — их широкое применение в корне изменит игровой процесс, и,
честно говоря, пока не ясно, зачем они вообще нужны. Судя по роликам из сети,
баланс оружия сильно перекорежен: кое-какие привычные автоматы стали гораздо
слабее, а ранее обойденный вниманием P90 внезапно сделался самым
убойным. Valve, по-видимому, исходит из того, что в игре должны
использоваться все виды оружия, а не четыре-пять штук, как в CS 1.6.
ProMod. Радар стал более понятным, а модели оружия — красивее, в отличие от аналогичных в CS 1.6.
Разработка Counter-Strike: ProMod началась еще в 2007
году, с бета-тестирования четырех измененных карт. В отличие от Valve,
разработчики ProMod не ставили перед собой грандиозных задач и по
большому счету делали свою модификацию Counter-Strike: Source,
призванную собрать все самое вкусное от CS: 1.6 и CS: Source в
одну игру, которая в конечном итоге и станет следующим лучшим командным
шутером.
Если после выхода версии 1.04 игрок английской
команды Dignitas — Suffz — говорил: «Мне она показалась
паршивой; выглядела как Source, и ощущения те же», то версии 1.07 и 1.08 уже куда как заметно смахивают на привычный CS 1.6. В ProMod все
заточено под профессиональных игроков — меню, настройки, HUD. Карты имеют
больше сходства со своими прообразами из CS 1.6. Вы не найдете на них,
например, автомобилей и бочек, которые присутствуют на аналогичных версиях карт
в CS: Source.
Открываем счет
Итак, открываем счет. Разумеется, сравнение крайне условное,
и один «балл» вполне может стать более определяющим, чем все другие. Так что
просьба относиться с пониманием и... тем не менее, внимательно следить, в чью
сторону склонится чаша весов.
Первым нашим критерием станет бюджет разработчиков /
издателей игры, и тут, конечно, сильный перевес на стороне Valve.
Как известно, большие деньги творят чудеса, и пока еще сырой CS:GO вполне может вскорости появиться на WCG, ESWC, IEM и
других крупных турнирах, благо были прецеденты. А это должно поспособствовать
его популяризации среди игроков. Однако деньги, даже большие, еще не
гарантируют всенародной любви, и вот здесь уже у разработчиков Counter-Strike:
ProMod появляется шанс показать себя.
Но все же при условии, что Valve наконец-то серьезно
возьмется за рынок киберспорта и с новой игрой поступит так же продуманно, как
с DotA II, а кроме того, учтет просчеты прошлых версий, мы даем 1:0 в
пользу Counter-Strike: Global Offensive.
Вторым критерием выбрана доступность — CS:GO,
разумеется, будет продаваться через платформу Steam, тогда как его
оппонент, ProMod, бесплатен, а его бета-версии уже доступны для
скачивания. Учитывая отношение наших игроков к покупке лицензионных игр, Counter-Strike:
ProMod сравнивает счет — 1:1.
Идем далее. Чтобы игра обрела нужную популярность,
разработчикам необходимо принимать во внимание отзывы комьюнити, тем
более если проект претендует на звание лучшего тактического шутера.
То, что ProMod с выходом каждой следующей бета-версии
становится все лучше и лучше, видно невооруженным глазом. Даже игроки команды
по CS 1.6 из Na’Vi отмечали, что он пока радует их больше, чем
то, что показано в роликах о CS:GO. Многие профессионалы из CS 1.6 упорно следят за прогрессом ProMod, постоянно качая новые версии и
оставляя отзывы. Последние изменения затронули стрельбу, прострелы,
передвижение моделей — сходство с CS 1.6 все сильнее, и это не перестает
радовать.
ProMod. Симпатичный и более информативный HUD.
Что же до CS:GO, то поначалу Valve пригласила
ряд профессиональных игроков в Source посетить свой офис в США и
поделиться ощущениями. Факт сей очень взбудоражил CS 1.6-комьюнити, и в
ответ на их негодование разработчики обещали позвать профессиональных игроков в 1.6 уже во второй заход. Самое забавное во всей этой истории то, что
приверженцы Source, побывавшие в офисе Valve, дружно пожаловались
на отсутствие тех необходимых вещей, которые более характерны как раз для 1.6.
История продолжилась в Нью-Йорке, на турнире Intel
Extreme Masters Global Challenge: New York, где провели ряд шоу-матчей
среди профессионалов CS 1.6. Капитаны ведущих мировых команд заявили,
что Valve на правильном пути, но предстоит сделать еще очень многое и не
известно, будут ли приняты во внимание все замечания. Поэтому пока счет 2:1 в пользу Counter-Strike: ProMod.
Шоу-матч по CS:GO на de_dust2 между сборными командами США и Европы.
Осведомленность — вот наш следующий критерий.
Разработчики ProMod — выходцы из профессиональных киберспортивных команд
США (Алекс Гарфилд, первый исполнительный директор проекта, был в свое
время менеджером Evil Geniuses, а Эл Мендоса, второй продюсер,
пришел из zEx и x6). Эти люди хорошо понимают, что нужно профи, и
имеют многолетний опыт работы.
В отличие от них, разработчики из Valve, когда-то
сделавшие столь популярную игру, например, даже не догадывались, что зрители
еще используют для просмотра матчей CS 1.6 технологию HLTV. В CS:GO хотели сделать покупку щипцов для разминирования бомбы опцией только для одного
игрока из целой команды СТ, не имея понятия о том, как все устроено уже
целых десять лет. И таких примеров можно привести множество.
CS:GO. Новое обличие для привычных игровых локаций.
Странно, что представители компании так мало интересуются
игрой, на протяжении многих лет приносившей им баснословные деньги. И вряд ли Valve вдруг опомнится и изменит взгляд на вещи. 3:1 в пользу Counter-Strike: ProMod.
* * *
За оставшееся до официального релиза время в обеих играх еще
может многое измениться. Однако нам с трудом верится, что детище Valve в
будущем всецело заменит Counter-Strike 1.6. И, кажется, посетители
московской выставки Игромир-2011, которым посчастливилось «надкусить» Global
Offensive, думают так же. Все они в полный голос заявили, что игра вполне
самобытная и интересная, но ждали от нее все же гораздо большего. Словом, пока
в этой истории слишком много «но».
Gameplay: ProMod 1.07 beta.
Намного радужней выглядит ситуация с CS: ProMod, и на
данный момент эта игра ближе к поставленной цели, чем CS:GO от Valve.
Похоже, разработчики ProMod наконец-то поняли, чего от них хочет комьюнити, и
скорее они, чем Valve, устранят все свои недочеты.
Ну а на вопрос, сможет ли одна из игр занять место
легендарной CS 1.6, нам ответит грядущий 2012 год.